Газорегуляторный пункт (ГРП),

газорегуляторная установка (ГРУ)

(назначение, пуск в работу, переход с технологической линии на обводную - байпас и обратно. Остановка)

Назначение: Для снижения давления газа и поддержания его в заданных пределах, независимо от расхода газа потребителям и от величины входного давления газа.

Пуск газорегуляторного пункта

Пуск ГРП (ГРУ) производится по письменному распоряжению в сменном журнале. Необходимо также ознакомиться содержанием работ, выполненных с момента остановки ГРП и причиной остановки. Пуск производится в два этапа:

- осмотр оборудования, арматуры и приборов (при движении по ходу газа);

- выполнения операции по пуску ГРП (при движении в обратном направлении).

1. Осмотр оборудования ГРП:

1.1. Все контрольно-измерительные приборы (КИП) исправны.

1.2. Давление газа на входе в ГРП в пределах нормы (определяется при открытии крана манометра, показывающего давление газа на входе в ГРП).

1.3. Задвижка на входе технологической линии собрана и закрыта.

1.4. Фильтр собран, исправен.

1.5. Предохранительный запорный клапан (ПЗК) собран, рычаги и молоток выведены из зацепления. Кран на импульсной линии к нему закрыт.

1.6. Регулятор давления собран, исправен, винт пилота вывернут, кран на импульсной линии к нему закрыт.

1.7. Краны на продувочных газопроводах на технологической линии открыты.

1.8. Задвижка на входе технологической линии собрана и закрыта.

1.9. Предохранительно-сбросной клапан (ПСК) собран, исправен, кран к нему открыт.

1.10. Обе задвижки на обводной линии собраны и закрыты, кран на продувочной линии между ними открыт.

2. Пуск газорегуляторного пункта в работу:

2.1. Открыть кран продувочного газопровода, т.е. обеспечить расход газа регулятором.

2.2. Открыть кран на манометр, показывающий давлений газа на выходе ГРП.

2.3. Открыть задвижку на выходе газа из ГРП.

2.4. Открыть кран на импульсной линии к регулятору давления.

2.5. Ввести в зацепление рычаги ПЗК.

2.6. Медленно открыть задвижку на входе, при этом давление газа на выходе из ГРП должно быть равно нулю.

2.7. Закрыть кран продувочной линии за входной задвижкой.

2.8. Медленно вворачивая винт пилота регулятора, довести давление газа на выходе из ГРП до рабочего (по манометру выходного давления).

2.9. Убедиться в устойчивой работе регулятора, открыть кран на импульсной линии к ПЗК и ввести в зацепление молоток с коромыслом.

2.10. Медленно, чтобы не сработал ПЗК, закрыть кран продувочного газопровода (расход газа в атмосферу).

2.11. Открыть краны к регистрирующим (рабочим) приборам, убедиться в отсутствии неисправности в работе оборудования, утечек газа.

2.12. Сделать запись в журнале о проделанной работе по пуску ГРП.

Переход с технологической линии на обводную линию (байпас).

Проводится по письменному распоряжению в журнале при невозможности остановки газового оборудования в случае ремонта оборудования, арматуры, технологической линии или в период снижения давления газа перед ГРП до величины, не обеспечивающей надежную работу регулятора давления. Работа выполняется бригадой рабочих в составе не менее двух человек, один из которых назначается старшим.

1. Оповестить обслуживающий персонал у агрегатов об изменении рода работы в ГРП.

2. Осмотреть оборудование, арматуру, приборы, убедиться в отсутствии утечки газа.

3. Закрыть кран на импульсной линии ПЗК и вывести из зацепления молоток.

4. Понизить давление газа на выходе на 10-20% путем выворачивания винта пилота регулятора.

5. Открыть на 50% первую по ходу газа задвижку на обводной линии.

6. Закрыть кран на продувочной линии байпаса.

7. Восстановить рабочее давление газа на выходе ГРП путем медленного открытия второй задвижки на обводной линии.

8. Вывернуть винт пилота регулятора до конца и поднять давление газа на выходе до рабочего, приоткрыв вторую задвижку на байпасе.

9. Закрыть кран на импульсной линии к регулятору давления.

10. Закрыть задвижки на входе и выходе технологической линии.

11. Вывести из зацепления рычаги ПЗК.

12. Осуществлять постоянный контроль за давлением газа на выходе ГРП, поддерживая его в заданных пределах с помощью задвижки на байпасе.

13. Сделать запись в журнале о проделанной работе. Указать причину перехода на байпас.

Переход с обводной линии на технологическую линию.

Работа выполняется бригадой рабочих в составе не менее двух человек.

1. Ознакомиться с письменным распоряжением в журнале ГРП. Оповестить обслуживающий персонал у агрегатов об изменении рода работы в ГРП.

2. Проверить состояние оборудования технологической линии, которое должно быть собрано и исправно.

3. Открыть кран на импульсной линии к регулятору давления, винт пилота должен быть вывернут.

4. Ввести в зацепление рычаги ПЗК.

5. Снизить давление газа на выходе на 10-20% путем прикрытия второй задвижки на обводной линии.

6. Открыть задвижку на выходе технологической линии.

7. Открыть задвижку на входе технологической линии.

8. Поднять давление, газа на выходе ГРП до рабочего путем вворачивания винта пилота регулятора.

9. Медленно закрыть вторую задвижку на обводной линии и винтом пилота регулятора довести давление на выходе до рабочего.

10. Закрыть первую задвижку на обводной линии, открыть кран продувочной свечи.

11. Открыть кран на импульсной линии к П3К и ввести в зацепление молоток с коромыслом.

12. Убедиться в устойчивой работе регулятора давления, проверить утечки газа.

13. Сделать запись в журнале о проделанной работе.

Остановка газорегуляторного пункта.

1. Ознакомиться с письменным распоряжением в журнале ГРП и убедиться в отключении всех газопотребляющих агрегатов.

2. Осмотреть оборудование, арматуру, приборы, убедиться в отсутствии утечек газа. При обнаружении недостатков сделать запись в журнале.

3. Закрыть кран на импульсной линии к ПЗК и вывести молоток из зацепления с коромыслом.

4. Вывернуть винт пилота регулятора и закрыть кран на импульсной линии.

5. Закрыть задвижки на входе и выходе технологической линии.

6. Вывести из зацепления рычаги ПЗК.

7. Закрыть краны к КИП.

8. Открыть краны продувочных свечей на технологической линии.

9. Сделать запись в журнале ГРП о проделанной работе.

Газовые фильтры

(назначение, устройство, неисправности)

Назначение: очистка газа от механических примесей и предотвращения засорения импульсных трубок, дросселей, износа запорных и дроссельных органов арматуры.

Устройство: в газорегуляторных пунктах, особенно шкафных, с условным проходом до 50 мм,  устанавливают угловые сетчатые фильтры ФС, в которых фильтрующим элементом является обойма, обтянутая мелкой сеткой; пропускная способность фильтра до 2 000 м3/ч. Перепад давления на фильтре допускается 0,005 МПа; при большем перепаде давления газа фильтр необходимо вскрывать и обойму чистить вне помещения ГРП.

В ГРП с регуляторами давления с условным проходом более 50 мм устанавливают чугунные волосяные фильтры ФВ. Фильтр состоит из корпуса, крышки и кассеты. Обойма кассеты с обеих сторон обтянута металлической сеткой, которая задерживает крупные частицы механических примесей, более мелкая пыль оседает внутри кассеты на волокне, которое смазывают висциновым маслом.

Пропускная способность этих фильтров до 10 000 м3/ч. Перепад давления на фильтре не более 0,01 МПа, при большем перепаде необходима разборка фильтра и чистка кассеты вне помещения ГРП. Внутреннюю полость фильтра следует протирать ветошью, смоченной в керосине.

Фильтр ФГ стальной сварной имеет перед кассетой отбивной лист, защищающий сетку от прямого попадания более крупных твердых частиц. Частицы, ударяясь в металлический лист, собираются в нижней части фильтра, откуда их удаляют через нижний люк. Внутри корпуса имеется сетчатая кассета, заполненная капроновой нитью. Оставшиеся в потоке газа частицы фильтруются в кассете, которая по мере необходимости прочищается. Для очистки и промывки кассеты верхняя крышка снимается. Пропускная способность этих фильтров до 100 000 м3/ч.

Фильтры ФГ другого типа выпускаются «Белгазтехникой». Они имеют развитие в высоту, так как фильтрующим элементом фильтра является цилиндрическая кассета, фильтрующим элементом между сетками – стекловолокнистая ткань. Пропускная способность фильтров до 40 000 м3/ч. Фильтр стальной сварной. Перепад давления на фильтре допускается до 0,01 МПа. В фильтрах имеются по 2 штуцера для подключения манометров для замера перепада давления газа.

Неисправности: утечки газа по прокладкам крышек, по подсоединениям манометров. Засорение механическими примесями, это может привести к разрыву металлических сеток обоймы, поэтому необходимо периодически контролировать перепад давления на фильтре и своевременно производить очистку.

Предохранительно-запорный клапан типа ПКН (ПКВ)

(назначение, настройка и работа, неисправности)

Назначение

Предохранительно-запорные клапаны ПКН и ПКВ контролируют верхний и нижний пределы выходного давления газа и отключают подачу газа при отклонении давления от установленных пределов. Клапан ПКВ отличается от клапана ПКН тем, что у него активная площадь мембраны уменьшена за счет установки на нее стального кольца. Выпускаются с условным проходом 50, 80, 100 и 200 мм.

Настройка и работа

В открытом положении клапан удерживается рычагом 12. Сам рычаг удерживается в верхнем положении за штифт 24 крючком анкерного рычага 5. Ударник (молоток) 8 за счет штифта упирается в коромысло 23 и удерживается в вертикальном положении.

Импульс конечного давления газа через штуцер (ниппель) 6 подается в подмембранное пространство мембраны 16. Перемещению мембраны вверх препятствует большая пружина 18 и малая пружина. Если давление газа повысится сверх нормы, то мембрана 16 переместится вверх и соответственно тарелка 22, шток 21 и шток мембраны 17 переместится вверх. Вследствие этого левый конец коромысла 23 поднимется вверх, а правый опустится и выйдет из зацепления со штифтом ударника (молотка). Ударник 8, освободившись от зацепления, упадет и ударит по концу анкерного рычага. Вследствие этого рычаг выводится из зацепления со штифтом 5, рычаг 12 опустится вниз и закроет клапан 4, который закроет проход газу. Если давление газа понизится ниже допустимой нормы, то давление газа под мембраной 16 становится меньше усилия, создаваемого малой пружиной. В результате мембрана 16, шток 21, шток мембраны 17 опустятся вниз (тарелка 22 опустится только до упора и ниже на мембрану будет оказывать действие только малая пружина), увлекая левый конец коромысла 23 вниз. Правый конец коромысла 23 поднимется, выйдет из зацепления со штифтом ударника 8 и вызовет его падение, падением ударник 8 выведет из зацепления анкерный рычаг со штифтом 5, рычаг 12 опустится вниз и закроет рычаг 4.

Настройка клапана на срабатывание производится на верхний предел большой пружиной 18 и гайкой 20, на нижний предел малой пружиной и регулировочным винтом. Порядок настройки следующий: вначале настраивается на нижний предел путем подачи под мембрану 16 давления, равного нижнему пределу и регулировочным винтом сжимается малая пружина до падения ударника 8. Затем сжимается большая пружина 18, под мембрану 16 подается давление верхнего предела настройки и медленно разгружается (ослабляется сжатие) большая пружина 18 до падения ударника 8. Настройка на верхний предел срабатывания согласно «Правил технической безопасности в области газоснабжения РБ» допускается не более, чем на 25% выше рабочего. При подъеме мембраны 16 вверх она преодолевает усилия двух пружин большой 18 и малой, а при опускании вниз действие большой пружины 18 ограничивается упором, на который опирается тарелка 22 и ниже на мембрану 16 оказывает усилие только малая пружина. Клапан 4 взводится вручную при подъеме рычага 12, в клапане 4 имеются отверстия с перепускным клапаном, позволяющим уравнять давление газа над клапаном 4 и под клапаном, и без усилий поднять основной клапан 4.

Неисправности

1. Порвана мембрана 16, в результате усилием пружины мембрана опустится вниз и клапан отсечет подачу газа.

2. Износилось уплотнение клапана или седло имеет дефекты; при отсечке газа через неплотности газ будет поступать к регулятору.

3. Утечка газа через сальник 26.

4. Сильно затянут сальник 26, тогда клапан не садится на седло.

5. Усталость пружин.

Предохранительно-запорный клапан типа ПКК-40

(назначение, настройка и работа, неисправности)

Назначение

Предназначен для отключения подачи газа при повышении давления газа за регулятором сверх установленного предела. Согласно «Правил технической безопасности в области газоснабжения РБ» отключение подачи газа должно происходить при повышении давления газа за регулятором не более, чем на 25% от рабочего. Кроме того, отключение подачи газа происходит в случае уменьшения перепада между входным и выходным давлениями ниже определенного предела (зависит от жесткости пружины клапана 5).

Настройка и работа

Настройка на срабатывание производится сжатием пружины 2 регулировочным стаканом 1. Сжатие пружины 2 вначале доводится до максимального. Затем газ входного давления подается в корпус клапана, газ доходит до клапана 6 и далее через отверстие под нижнюю мембрану 8 и через Т-образное отверстие в штоке попадает между двух мембран 8 и 13. Обратный клапан 9 препятствует поступлению газа входного давления в импульсную трубку выходного давления. Для открытия клапана 6 необходимо вывернуть пусковую пробку 4 и газ из межмембранного пространства выйдет в атмосферу, при этом произойдет щелчок, свидетельствующий о подъеме мембраны 8 вместе со штоком и клапаном 6 вверх и закрытии Т-образного отверстия в штоке клапаном 3. Клапан 6 открылся и удерживается в этом положении давлением входного газа. После этого между мембран 8 и 13 подается предельное давление для срабатывания ПКК-40, отпускается регулировочная пружина 3 до щелчка, что свидетельствует о срабатывании клапана. Для открытия клапана 6 необходимо отвернуть пусковую пробку 4, установить рабочее давление на выходе, завернуть пусковую пробку 4. Срабатывание ПКК-40 происходит в случае повышения давления газа после регулятора по следующей схеме: повышенное давление по импульсной трубке через обратный клапан 9 поступает в межмембранное пространство и пересиливает усилие регулировочной пружины 2 на верхнюю мембрану 13, мембрана поднимается вверх вместе с клапаном 3 и открывает Т-образное отверстие в штоке; газ входного давления через Т-образное отверстие заполняет межмембранное пространство, давление газа над и под нижней мембраной 8 уравновешивается, клапан 6 под действием пружины опускается вниз и закрывает проход газу.

Неисправности

1. Порвана верхняя мембрана 13, клапан срабатывать не будет.

2. Порвана нижняя мембрана, клапан не будет взводиться.

3. Износилось уплотнение клапана 3 или имеются дефекты в Т-образном отверстии, при заворачивании пусковой пробки 4 клапан будет срабатывать.

4. Залипание обратного клапана 9, ПКК-40 не будет срабатывать (отсекать подачу газа).

5. Засорилось Т-образное отверстие, ПКК-40 не взводится, а если засорится во взведенном состоянии, то не будет срабатывать.

6. Износилось уплотнение клапана 6 или имеются дефекты седла, при отсечке клапана газ через неплотности будет поступать к регулятору.

7. Может быть усталость пружин 2 и 5.

Сбросные предохранительные устройства

(назначение, устройство, работа, неисправности)

Назначение: сбрасывать газ в атмосферу в случае повышения давления газа в газопроводе после регулятора давления для предотвращения дальнейшего повышения давления газа и срабатывания ПЗК.

 

Устройство: существует несколько видов сбросных устройств, различных по конструкции, принципу действия и области применения. Наибольшее применение в ГРП получили: гидравлический предохранитель (ГП), предохранительно-сбросной клапан ПСК, предохранительно-сбросной клапан СППК.

Гидравлический сбросной предохранитель

Состоит из цилиндрического корпуса с приваренными нижним и верхним днищем. С одной стороны верхнего днища заведен импульсный газопровод со срезом у дна корпуса, с другой – вварена в верхнее днище сбросная свеча. Кроме того, в верхнем днище имеется пробка для залива жидкости, в нижнем – пробка для слива. Для контроля уровня жидкости в ГП на боковой поверхности корпуса располагаются пробки для контроля уровня жидкости. В качестве запорной жидкости может использоваться вода, глицерин, керосин и веретенное масло. Принцип действия основан на запирании столбом жидкости давления газа. При рабочем давлении газ не может преодолеть массы столба жидкости, залитой в ГП. Но как только давление окажется больше массы столба жидкости в ГП, газ начнет вытеснять жидкость из трубки, доходит до нижнего края и, поднимаясь вверх, уходит через свечу в атмосферу. Необходимый уровень жидкости в ГП определяется по формуле:

h=P/ρ,

где h – высота столба жидкости в ГП;

P – давление, при котором должен срабатывать ГП;

ρ – плотность жидкости.

Устанавливают ГП только на низком давлении.

Предохранительно-сбросной клапан ПСК

Устанавливают на газопроводах низкого и среднего давления. Состоит из корпуса и крышки, между которыми зажата мембрана. Непосредственно с мембраной соединен клапан, с обратной стороны мембраны тарелка для пружины. В тарелку упирается пружина, кроме пружины в крышке имеется регулировочный винт для сжатия пружины и настройки на необходимый режим.

Газ после регулятора поступает на мембрану ПСК. Если давление газа оказывается больше давления пружины, то мембрана отходит вниз, клапан открывается и газ идет на сброс.

Выпускается ПСК-50 и ПСК-25.

Предохранительно-сбросной клапан СППК

Устанавливается на газопроводы среднего и высокого давления. Выпускается с условными проходами 50, 80, 100 и 150 мм.

Состоит из корпуса, в котором размещены: седло клапана, клапан, пружина, регулировочный винт, кулачок. Принцип работы следующий: импульс выходного давления газа подается под клапан, который под действием упругости пружины герметично прижат к седлу. При повышении давления сверх установленного предела сила его давления на площадь клапана преодолевает силу пружины, и клапан, отрываясь, сбрасывает газ в атмосферу.

Для проверки и продувки клапана служит кулачок, который для поднятия клапана необходимо повернуть.

Регулятор давления газа РДБК-1

(назначение, пуск в работу, работа, неисправности)

Назначение: 1) снижать давление газа; 2) поддерживать давление после регулятора постоянным, независимо от расхода газа и входного давления газа.

Регулятор РДБК-1 является модернизацией регулятора давления типа РДУК-2. Это регуляторы непрямого действия выпускаются промышленностью по условному проходу 25, 50 и 100 мм.

Пуск в работу

Газ с входным давлением поступает в корпус регулятора и доходит до клапана регулятора и далее через фильтр по импульсной трубке 11 на клапан стабилизатора, который предварительно открыт посредством сжатия пружины. Через клапан стабилизатора по импульсу 12 газ поступает на клапан пилота. Для пуска в работу необходимо винтом пилота сжать пружину пилота и по манометру установить рабочее давление на выходе. При этом произойдет следующее: пружина надавит на мембрану пилота, мембрана поднимется вверх и через толкатель откроет клапан пилота. От пилота газ по импульсной трубке 15 через регулируемый дроссель 7 поступает под мембрану регулятора и через второй регулируемый дроссель 6 частично сбрасывается в газопровод за регулятором. Одновременно газ из-под мембраны регулятора по импульсной трубке 13 поступает под мембрану стабилизатора. Благодаря непрерывному потоку газа через дроссель 7 давление перед ним, а, следовательно, и в подмембранной камере регулятора больше выходного. За счет перепада давления на мембране регулятора создается подъемная сила, которая поднимет мембрану вверх и через толкатель откроет клапан регулятора, а также больше откроет клапан стабилизатора. Через зазор между клапаном и седлом регулятора газ сдросселировавшись поступит потребителю, а перед пилотом сохранится постоянный перепад давления. Винтом пилота устанавливается рабочее давление на выходе.

Работа регулятора

При уменьшении расхода газа давление после регулятора начнет возрастать. По импульсной трубке 16 и 14 давление возрастет над мембраной пилота. Давление газа на мембрану пилота пересилит пружину, мембрана опустится вниз, клапан пилота прикроется, сброс газа под мембрану регулятора и стабилизатора уменьшится, мембраны регулятора и стабилизатора опустятся вниз, зазор между клапанами и седлами регулятора и стабилизатора уменьшится. Следовательно, количество газа потребителю уменьшится, давление после регулятора станет рабочим (заданным), перепад давления перед пилотом сохранится постоянным. При увеличении расхода газа за регулятором давление в газопроводе начнет уменьшаться, и процесс регулирования произойдет в обратном направлении.

Неисправности

1. Разрыв мембраны регулятора. В результате давления газа над мембраной и под мембраной станет равным, мембрана опустится вниз, клапан регулятора закроется.

2. Порвана мембрана пилота. В результате клапан пилота откроется максимально, сброс газа под мембрану регулятора увеличится, что приведет к полному открытию клапана регулятора.

3. Порвана мембрана стабилизатора. В результате клапан стабилизатора будет открыт в одном постоянном положении и, давление газа перед пилотом будет меняться при изменении расхода газа за регулятором. Давление газа на выходе будет неустойчивое.

4. Износ уплотнений клапанов пилота и регулятора или имеют дефекты седла. В результате при прекращении разбора газа за регулятором повышается давление газа.

5. Засорение импульсивных трубок ведет к нестабильному давлению газа за регулятором.

6. «Качка» регулятора (колебания давления на выходе более ±10%). Устраняется регулируемыми дросселями и степенью сжатия пружины стабилизатора (степенью открытости клапана).

Регулятор давления газа РДБК-1П

(назначение, пуск в работу, работа, неисправности)

Назначение

1) Снижать давление газа.

2) Поддерживать давление после регулятора постоянным, независимо от расхода газа и входного давления газа.

Регулятор РДБК-1П является модернизацией регулятора давления типа РДУК-2. Это регулятор прямого действия. Выпускаются промышленностью по условному проходу 25, 50 и 100 мм.

Пуск в работу

Газ с входным давлением поступает в корпус регулятора и доходит до клапана регулятора и далее через фильтр по импульсной трубке до клапана пилота. Для пуска в работу необходимо винтом пилота сжать пружину пилота и по манометру установить рабочее давление на выходе. При этом произойдет следующее: пружина надавит на мембрану пилота, мембрана поднимется вверх и через толкатель откроет клапан пилота. От пилота газ по импульсной трубке  через регулируемый дроссель 5 поступает в подмембранную Камеру регулятора, а через регулируемый дроссель 4 в надмембранную камеру регулятора. Через дроссель 6 надмембранная камера связана с газопроводом за регулятором. Давление в подмембранной камере при работе регулятора всегда больше выходного. Надмембранная камера регулятора находится под воздействием выходного давления, поэтому мембрана регулятора поднимется вверх и через шток откроет клапан регулятора. Через зазор между клапаном и седлом регулятора газ, снизив давление, поступит потребителю.

Работа регулятора

При уменьшении расхода газа давление после регулятора начнет возрастать. По импульсной трубке давление возрастет над мембраной регулятора, а под мембрану регулятора из пилота поступает постоянное количество газа, так как пилот не имеет обратной связи с газопроводом за регулятором. В связи с этим перепад давления на мембране регулятора уменьшится, мембрана опустится вниз и прикроет клапан регулятора. Через меньший зазор между клапаном и седлом регулятора уменьшится поступление газа в газопровод и давление станет рабочим. При увеличении расхода газа за регулятором давление в газопроводе начнет уменьшаться. По импульсной трубке давление уменьшится над мембраной регулятора, а под мембраной от пилота давление постоянное. В связи с этим перепад давления на мембране увеличится, мембрана регулятора поднимется вверх и откроет больше клапан. Зазор между клапаном и седлом увеличится, больше газа поступит в газопровод и давление за регулятором станет рабочим.

Неисправности

1. Порвана мембрана регулятора. В результате давление по обе стороны мембраны станет одинаковым, мембрана опустится вниз и клапан регулятора закроется.

2. Порвана мембрана пилота. В результате газ будет проходить под мембрану по резьбе и через дыхательное отверстие нагрузочного винта в помещение ГРП.

3. Износилось уплотнение клапана регулятора или седло имеет дефекты; при прекращении разбора газа давление за регулятором будет расти.

4. Засорился импульс сброса от пилота под мембрану регулятора, давление газа на выходе будет в зависимости от расхода переменным.

5. Заедает шток клапана регулятора; давление на выходе будет неустойчивое.

6. Засорился импульс начального давления от регулятора к пилоту; сброс под мембрану регулятора прекратится, мембрана опустится вниз. клапан регулятора закроется.

Регулятор давления газа РДУК-2

(назначение, пуск в работу, работа, неисправности)

Назначение: 1) снижать давление газа; 2) поддерживать давление после регулятора постоянным, независимо от расхода газа и входного давления газа.

Регуляторы РДУК-2 выпускаются с условным проходом 50, 100, 200 мм. Это регуляторы непрямого действия, так как имеется регулятор управления (пилот).

Пуск в работу

Газ входного давления поступает на клапан регулятора 5 и далее через фильтр по импульсной трубке 3 на клапан пилота. Для пуска в работу необходимо резьбовой стакан 2 (винт пилота) завернуть и сжать регулировочную пружину пилота, по манометру установить рабочее давление на выходе. При этом произойдет следующее: регулировочная пружина надавит на мембрану пилота 23. Мембрана поднимется вверх и через толкатель и шток 17 откроет клапан пилота. Газ, выходящий из пилота, по импульсной трубке 10 поступит под мембрану регулятора 8 и частично по импульсной трубке сброса 11 сбрасывается в выходной трубопровод. Для ограничения этого сброса устанавливается дроссель диаметром 1,5 метра (для РДУК-2/200 – 2 мм). Давление газа на мембрану регулятора 8 пересиливает силы тяжести груза мембраны и давления газа на клапан регулятора 5, поднимает мембрану регулятора 8 вверх и через шток клапана 7 открывает клапан регулятора 5. Газ сдросселированный между клапаном регулятора 5 и седлом поступает в газопровод потребителя. Винтом пилота устанавливается рабочее давление.

Работа регулятора

При уменьшении расхода газа давление после регулятора начинает возрастать. Это передается по импульсной трубке конечного давления 1 на мембрану пилота 23, которая пересилит регулировочную пружину пилота и спустится вниз. При этом клапан пилота под действием собственной пружинки прикроется и сброс газа через пилот под мембрану регулятора прекратится. Давление под мембраной регулятора 8 уменьшится и когда сила давления под мембраной регулятора 8 окажется меньше тяжести тарелки (груза) и клапана 5, а также давления газа на клапан сверху, то мембрана 8 пойдет вниз, вытесняя газ из-под мембранной полости через импульсную трубку 11 на сброс. Клапан регулятора 5 постепенно начнет закрываться уменьшая зазор между клапаном и седлом для прохода газа, давление газа после регулятора понизится до заданной величины.

При уменьшении расхода газа давление за регулятором начнет падать, и процесс регулирования произойдет в обратном направлении.

Неисправности

1. Разрыв мембраны регулятора. В результате давления газа под мембраной и над мембраной станет равным, под действием груза мембрана опустится вниз и клапан регулятора закроется.

2. Разрыв мембраны пилота. В результате прохода газа под мембрану пилота давление газа на мембрану уменьшится и пружина поднимет мембрану пилота вверх, открыв клапан пилота полностью, что приведет к полному открытию клапана регулятора.

3. Износ уплотнений клапанов пилота и регулятора или имеют дефекты их седла. В результате при прекращении разбора газа, за регулятором повышается давление газа.

4. Засорился импульс входного давления на пилот. В результате упадет давление под мембраной регулятора и давление газа после регулятора понизится и будет нестабильным.

5. Засорился импульс сброса газа от пилота под мембрану регулятора. В результате давление газа под мембраной регулятора уменьшится, а после регулятора давление может снизиться до нуля.

6. Засорился импульс сброса газа из-под мембраны в газопровод после регулятора. В результате при изменении расхода газа, давление после регулятора будет нестабильным.

7. «Качка» регулятора (колебания давления на выходе более ±10%). Необходимо подобрать диаметры дросселей на импульсе сброса от пилота под мембрану регулятора и на импульсе из-под мембраны регулятора в газопровод.  Прикрыть входную задвижку, снизить несколько входное давление.

Регулятор давления газа РД-32М

(назначение, пуск в работу, неисправности)

Назначение: 1) снижать давление газа; 2) поддерживать давление после регулятора постоянным, независимо от расхода газа и входного давления газа.

Эти регуляторы прямого действия выпускаются промышленностью по условному проходу 32 и 50 мм; соответственно обеспечивают подачу газа до 200 и 750 м3/час. Регулятор подсоединяется к газопроводу накидными гайками.

В регуляторе имеется встроенный ПСК.

Пуск в работу

Газ с входным давлением поступает в тройник регулятора и доходит до клапана регулятора 9. Регулировочным винтом 4 сжимается пружина регулятора 2 и по манометру устанавливается рабочее давление, при этом происходит следующее: под действием сжатой пружины мембрана 1 опускается вниз и своим штоком опускает рычаг клапана регулятора 11 вниз, рычаг открывает клапан регулятора 9 и газ, редуцируемый между клапаном и седлом, поступает потребителю.

Работа регулятора

По импульсной трубке редуцируемый газ подается в подмембранное пространство регулятора и оказывает давление на мембрану 1; сверху на мембрану оказывает противодавление пружина 2; если расход газа увеличивается, то давление его за регулятором понизится; через импульсную трубку 10 давление газа понизится в подмембранном пространстве регулятора, равновесие мембраны нарушится и она под действием пружины 2 переместится вниз, и шток мембраны переместит вниз рычаг клапана 11, который отодвинет клапан регулятора 9 от седла 8; расстояние между ними увеличится, это приведет к увеличению расхода газа и восстановлению давления газа за регулятором. Если расход газа за регулятором уменьшится, то выходное давление повысится и процесс регулирования произойдет в обратном направлении. Встроенный предохранительный сбросной клапан (ПСК) настраивается для сброса повышенного давления после регулятора при достижении его превышения на 15% от рабочего. Настройка производится малой пружиной, сжатие которой производится гайкой.

Неисправности

1. После регулятора увеличивается выходное давление по следующим причинам: нарушена целостность мембраны; мембрана под действием пружины опускается вниз, открывая клапан; нарушено мягкое уплотнение клапана, что не позволяет перекрыть подачу газа при отсутствии расхода; седло клапана имеет дефект.

2. Происходит сброс газа в атмосферу через встроенный ПСК, причины: выходное давление больше того, на которое настроен ПСК; не настроен ПСК; износилось мягкое уплотнение клапана ПСК или его седло имеет дефект.

3. Давление после регулятора резко или постепенно падает. Причины: поломка пружины, засорился или обмерз клапан и седло; засорился фильтр перед регулятором.

4. Явление пульсации давления газа (редкое явление для РД) происходит по причинам: незначителен расход газа по сравнению с пропускной способностью регулятора; неправильно выбрана точка врезки импульсной трубки к газопроводу после регулятора; засорение импульсной трубки приводит к искажению импульсов, передаваемых под мембрану регулятора, что вызовет, в зависимости от увеличения или уменьшения расхода газа, соответственно уменьшение или увеличение давления газа после регу       лятора.

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz